четверг, 4 ноября 2010 г.

Как в старину учили детей

 В школе была, как положено в каждом учебном заведении, классная доска с азбукой


Грамотных людей в посёлке Висим в XIX-ом веке было крайне мало. Точнее, грамоту знали лишь священник да (совсем немного) приказчики. Поэтому Наркис Мамин, отец будущего писателя Мамина-Сибиряка, открыл при приходе школу. На современные здания из столь привычного нашему взгляду стекла и бетона она, конечно, совсем не походила. Представляла собой школа XIX века небольшой бревенчатый пристрой к избе Маминых, в которой сейчас музей Мамина-Сибиряка.

Световой день осенью и зимой короток, поэтому длинный стол, по обе стороны которого ставились скамьи для учеников, располагался ближе к окнам.

Ученический стол. На нём выложены азбука, книги и корзинка с рукодельем того времени

Напротив … библиотека (без неё не разрешили бы школу открыть).

Край шкафа, где стояли книги, виден слева

Библиотека располагалась в книжном шкафу, и было там на тот момент всего 16 книг, позже - около 30.

Перпендикулярно ученическому стоял учительский стол

Дети сидели боком к доске и к учителю. В классе было ещё и специальное место, оборудованное лучиной, при свете которой девочки занимались рукоделием. Это так называемый светец – сооружение, которое нам сейчас кажется весьма экзотическим. Допотопное даже по тем временам приспособление стояло немного в стороне, его зажигали во второй половине дня, когда девочки рукодельничали.

Учили детей при лучине, которая крепилась в светец

Учебный год в школе Висима начинался в октябре. Детям в это время разрешалось учиться грамоте, поскольку уже был убран урожай и их помощь по хозяйству требовалась меньше. Заканчивалось всякое обучение с началом весенней страды – в апреле.

Этой молитвой начинался и заканчивался учебный день

Школьный день начинался и завершался специальной молитвой, текст которой был вывешен перед учащимися. Урок длился 30 минут. Обеденная перемена была положена в середине дня. Ели дети то, что давали с собой родители: обычно это был кусок подсоленного хлеба, картошка в мундире, паренки из репы, моркови и свеклы. Иногда (в праздник или в день рождения) ученикам матери давали с собой горшочек каши – тогда лакомство по ложке делилось между всеми ребятами. Не забывали угостить и учителя.

После большой перемены уроки продолжались

Подкрепились – и снова за науку! Порой в эту перемену дети успевали ещё и побегать на улице.

Не каждая деревня в те времена могла похвастаться школой для крестьянских детей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий